понедельник, 30 апреля 2012 г.

Средневековая церковная музыка

В конце апреля вышел 20 диск из серии "Великие композиторы" издательства "Комсомольская правда" - "Средневековая церковная музыка". В комплект входят сам диск с записями и книжечка с информацией про церковную музыку. Люблю получать комплексную информацию - не просто слушать мелодии, а узнать что и как. Как развивалась музыкальная культура, что послужило прообразом современного нотного стана, как происходило взаимодействие церковной и светской музыки. Все, что нам сейчас хорошо известно, когда-то с чего-то начиналось и выглядело по-другому. История церковной музыки наглядный тому пример.



Все музыкальные произведения на диске исполняет ансамбль старинной музыки Hortus musicus. Это эстонский коллектив, созданный в 1972 году по инициативе скрипача Андреса Мустонена. Он специализируется на старинной европейской музыке VIII-XVIIIв. Исполняет ансамбль и произведения, созданные современными композиторами в средневековом стиле.


 Мне диск очень понравился. Красивая музыка, оригинальное звучание. Можно использовать в качестве прекрасного музыкального оформления мероприятия. Помолиться всем дружно перед началом под эти песнопения (музыка ведь церковная!) и вперед, в бой!
Треклист диска:
01. Средневековая церковная музыка. Kyrie IV. Sanctus XVIII
02. Средневековая церковная музыка.
Ave Maria. Ave Regina coelorum. Regina coeli. Salve Regina
03.
Средневековая церковная музыка. Veni Creator Spiritus
04. Средневековая церковная музыка. Te Deum
05. Средневековая церковная музыка.
Cunctipotens genitor. Rex immense. Benedicamus Domino
06.
Средневековая церковная музыка. Nobilis, humilis. Verbum Patris humanatur
07.
Средневековая церковная музыка. Domino. Domino. Domino fidelium
08.
Аноним. автор. Фантазия на ля, ми, ре
09. Перотин. Point d'orgue en triple
10. Перотин. Alliluia
11. Аноним. автор. «Действо о Данииле» (фрагменты). I часть
12. Аноним. автор. «Действо о Данииле» (фрагменты). II часть


Выдержки из брошюры:
Одной из важнейших примет музыкального Средневековья является непрерывное противостояние и взаимодействие церковных канонов и народного искусства. Церковь обличала «греховность» фольклора, а он, в свою очередь, вторгался в интонационно-ритмический строй богослужебных песнопений. Но на ранних этапах Средневековья церковь, безраздельно господствовавшая во всех сферах духовной жизни, была центром профессионального музыкального искусства...
В эпоху раннего Средневековья сложился большой круг церковных песнопений. Входившие в него напевы, предназначенные для исполнения хором, составили основу богослужебного пения католической церкви и получили название «григорианский хорал». Это название связано с именем папы Григория I Великого (ок. 540-604г.). Средневековая традиция приписывала ему авторство большинства песнопений римской литургии, но, вероятно, его роль ограничивалась лишь систематизацией их свода. В хоралах использовался латинский язык, некогда традиционный для письменности Средневековья, но со временем утративший свою значимость. Это способствовало настройке прихожан на торжественное благочестие и отрешенность от плотского, мирского. Этой же цели служила музыка хоралов, отличавшаяся молитвенным настроем, текучестью мелодичного движения.
Невмы
В те времена была сильна устная традиция, при которой стариннейшие церковные песнопения в течение многих веков передавались из уст в уста, от певца к певцу. К IV веку в хоровой практике восточных христиан выработалась система указании: руководитель хора движениями рук (хейрономия) подсказывал направление мелодии. Общее направление напева передавалось и в древнейших средневековых нотных записях. Для воспроизведения мелодии певцу важно было напомнить порядок попевок и отметить некоторые индивидуальные особенности напева. Подспорьем для памяти служили невмы, которые прочно вошли в практику, когда григорианский хорал получил широкое распространение. Невмы наглядно показывали движение мелодии вверх или вниз, но не обозначали высоту звука. Начертание этих знаков со временем менялось, а во второй четверти XI века итальянский музыкант, теоретик и педагог Гвидо д'Ареццо осуществил реформу невменной нотации. Он провел четыре линии и, разместив невмы на них или между ними, придал им точное высотное значение. Этот способ размещения нотных знаков стал прообразом современной нотации.
Свод григорианских хоралов грандиозен. Он включает в себя песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря (от недели к неделе, от праздника к празднику) и постоянно присутствующие в составе литургии. Неизменными частями мессы (основной литургической службы в латинском обряде католической церкви) стали Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei. Эти части сложились в разное время в пределах II-IV веков. «Подвижные» части литургии объединились в «proprium», который включал в себя интроит (начальный псалом), градуал (псалом на данный день церковного года), офферторий (молитва при преосуществлении даров), коммунио (во время причастия), трактус, аллилуйю все, что было связано с определенными моментами богослужения.
Григорианские хоралы демонстрируют поразительную мелодическую изобретательность, несмотря на то, что создавались при ограниченных возможностях – диктате ритуального текста, скромном вокальном диапазоне и одноголосном складе.
Взаимодействие церковного и народного искусства прослеживается в уникальном средневековом жанре литургической драмы, зародившейся в IX веке в рамках церковной службы. Это была литературно-музыкальная инсценировка на сюжеты Евангелия и по житиям святых с использованием декораций и костюмов. Со временем подобные представления переместились из храмов на паперть (площадку перед входом в церковь), а затем даже на городские площади. Музыкальной основой литургической драмы служил григорианский хорал, но с проникновением мирского, светского начала в ней все шире использовался материал бытового и фольклорного происхождения. Образцом литургической драмы XII века является «Действо о Данииле», созданное группой неизвестных авторов. Этот манускрипт был обнаружен в Соборе Святого Петра в Бове (Франция).
В XII-XIII веках в целом ряде музыкальных центров Западной Европы стал проявляться вкус к многоголосию, стремление создавать, исполнять и слышать двух-, трех- (далее и четырех-) голосные произведения - прежде всего вокальные. Опираясь на григорианский хорал, создатели первых многоголосных произведений присоединяли к нему еще одну мелодию («vox organalis»). От названия присоединяемого голоса такой склад двух- или многоголосия получил в дальнейшем название органума. Постепенное развитие нового жанра привело к его расцвету в певческой школе кафедрального собора Нотр-Дам в Париже. В истории многоголосия Западной Европы «эпоха Нотр-Дам» охватывает около столетия: примерно с середины XII по середину XIII века с кульминацией на их рубеже. В это время среди авторов органумов выделились фигуры двух крупных композиторов Леонина и Перотина. Творческую деятельность Леонина принято относить к 1150-1180 годам. Делом его жизни стало создание «Большой книги органумов» - годового круга церковного пения. Дальнейшее развитие и обогащение многоголосного письма связано с именем Перотина Великого. В его сочинениях поражают крупные масштабы, умение продлевать и развертывать мелодическое движение, разрабатывать элементы музыкальной ткани.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

комментарии

Другие статьи

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...